Военное дело – Областной музей системы профессионального образования Вологодской области

Областной музей системы профессионального образования Вологодской области

Военное дело

Иван Григорьевич Чучин

Иван Григорьевич Чучин − один из первых лётчиков России.

Родился Иван Григорьевич 11 июля 1896 года в бедной крестьянской семье

в деревне Займищи Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне Кирилловский район Вологодской области). Окончив начальную школу в 1908 году, он поступил в Александровское техническое училище в Череповце и в 1914 году получил специальность мастера.

В 1915 году, будучи призванным в армию, Иван Григорьевич окончил авиационную школу на Комендантском аэродроме Петрограда. В первую мировую войну награжден Георгиевским крестом за мужество и находчивость, проявленные в первом воздушном бою. Этот бой описан в книге Валентина Вепринского «Вологжане — Георгиевские кавалеры».

В 1917 году для усовершенствования знаний в числе 100 офицеров Иван

Григорьевич отправился в Англию, где окончил среднюю и высшую авиационные школы. В Россию он вернулся уже после февральской революции.Получил назначение в 11- ю армию Юго-Западного фронта, в 6-ой армейский авиаотряд, в котором был назначен командиром отряда.

В июне 1918 года Чучин добровольно ушёл на защиту завоеваний революции в качестве военного лётчика Красной Армии. После окончания Гражданской войны Иван Григорьевич на своём самолёте «Сопфич», имевшем до 70 следов от пробоин, воевал в небе Туркестана против басмачей. На фюзеляже тогда красовались два гордых лозунга «Красный победитель» и «Смело ввысь для победы над мировыми хищниками», а третий – на капоте мотора «Прочь с дороги, враги Советской власти». Вооружён «Сопфич» был двумя пулемётами систем «Люис» и «Виккерс», а вместо бомб имелись два бидона с песком и

стальные стрелы, которые приходилось выбрасывать руками. В сложных климатических условиях самолёт часто выходил из строя. Одна из аварий едва не закончилась трагедией. Раненого И.Г. Чучина из боя вынес воин — туркестанец.

В 1921 году после выздоровления Иван Григорьевич был направлен в Афганистан для обучения афганцев летному делу. В 1922 году И.Г. Чучин получил направление на учебу в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, где учился до 1925 года. После этого началась его активная хозяйственная деятельность: он принимал участие в коллективизации в Башкирии; руководил строительством крупных зернохранилищ на Волге, Северном Кавказе, Урале, в Оренбуржье; принимал участие в строительстве Сталинградского, Челябинского и Харьковского тракторных заводов.

Без отрыва от производства Иван Григорьевич окончил строительный институт и получил квалификацию инженера — строителя. Где бы он ни работал, всюду проявлял себя рачительным хозяйственником. Он глубоко вникал в новое дело, критически относился к работе. Несмотря на инвалидность, Иван Григорьевич участвовал и в Великой Отечественной войне. Летать ему уже не пришлось. Опытного организатора, знатока авиации и строительных работ командование направило на один из ответственных боевых участков: ему поручили организовать практически с нуля аэродром специального назначения под Москвой. Вскоре аэродром стал крупнейшим в стране. Отсюда советские бомбардировщики дальнего действия совершали налёты даже на такие отдалённые цели, как Берлин и Кёнигсберг.

Осенью 1946 года, будучи инвалидом II группы, И.Г. Чучин демобилизовался из армии и стал пенсионером союзного значения. Помимо Георгиевского креста он награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. «У меня в жизни было две страсти: авиация и строительство, – говорил Иван Григорьевич,– и я всегда чувствовал себя окрылённым».

Скончался Иван Григорьевич Чучин 15 февраля 1986 года. Его жизнь и деятельность – яркий пример беззаветной преданности и служения Родине.


 

Валерий Павлович Чкалов

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии. Его отец работал в мастерских. Мать умерла, когда ему было 6 лет, и с детства мальчишка был предоставлен сам себе. Успешно окончив школу, в 1916 году он приезжает в Череповец и поступает в Александровское техническое училище. Но учебное заведение он не закончил, т. к. шла гражданская война, время было трудное и отец забирает Валерия домой, на Волгу, где начинается его трудовая деятельность: он работает в речном пароходстве. Именно тогда он впервые увидел в небе самолет, и это диковинное по тем временам зрелище, навсегда изменило жизнь юноши. Теперь он не хочет слышать ни о чем, кроме авиации, его целью стало оказаться в кабине самолета и вести его в небо. В 15 лет Чкалов поступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря по сборке аэропланов. В 1921-1922 годах Чкалов оканчивает военно-теоретическую школу ВВС, а за ней – Борисоглебскую авиашколу, где совершает первый в своей жизни самостоятельный полет на британском биплане Avro 504. С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе. До 1924 года он учится в различных авиашколах, в том числе Московской и Серпуховской. Уже тогда Чкалов осваивает различные типы самолетов – от Юнкерса до Мартинсайда.

Он получает квалификацию летчика-истребителя. Наконец, окончив все возможные курсы подготовки и училища, он получает желанное направление – в Ленинградскую краснознаменную эскадрилью имени первого прославленного русского летчика П.Н. Нестерова. С 1924 года Валерий Чкалов служит истребителем. Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры, которые, впрочем, всегда заканчивались благополучно. С 1930 года Чкалова направляют в Московский НИИ ВВС РККА, где он по-настоящему смог раскрыть свой огромный потенциал лётчика. Здесь ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к особенностям любого самолета. Буквально за два года работы испытателем он совершил свыше 800 вылетов для НИИ. Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и авиации. Тогда же он придумывает две новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку. За особые заслуги в испытании истребителей Н. Н. Поликарпова, в которых остро нуждалась отечественная истребительная авиация, он получает орден Ленина. В 1935 году товарищи Чкалова лётчики Г. Байдуков и А. Беляков предложили ему рискованное и дерзкое дело – осуществить перелет из СССР в США. Нужно понимать, что 30-е годы были временем подобных рекордов и открытий, но в то же время техника была еще не совсем готова к таким рекордам, поэтому подобные мероприятия были очень опасными. И. Сталин решает заменить конечную точку маршрута Петропавловском-Камчатским. И с этой задачей лётчики успешно справляются. Они провели 56 часов в воздухе, преодолев свыше 9 тысяч километров. Это абсолютный рекорд! Полёт получил название «Сталинский маршрут», героям-лётчикам сделали подарки, а И. Сталин лично встретил вернувшихся пилотов на аэродроме и подарил Валерию Чкалову самолет У-2. На волне подобного успеха Чкалов добился разрешения на перелет в США. И 18 июня 1937 года стартовал новый рекордный перелет. На самолете АНТ-25, который имел имя «Сталинский маршрут», отважный экипаж через Северный полюс достиг американского города Ванкувер (штат Вашингтон) и успешно вернулся. Этот полет превратил Чкалова и его экипаж в легендарных героев. Его имя узнала вся страна. Весь экипаж был удостоен званий Героя Советского Союза, они стали одними из первых, получивших это почетное звание. В 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Самолеты нового типа срочно требовались армии, международная обстановка накалялась.

15 декабря 1938 года отважный испытатель Валерий Чкалов решился и увел новейший И-180 в воздух. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице…

Имя Валерия Чкалова ассоциируется с беспримерной отвагой и храбростью в покорении такого недоступного для человека неба. Лихой и самоотверженный пилот, ставший одним из первых героев Советского Союза, совершал уникальные по протяженности и сложности перелеты. С его руки в отечественные ВВС попали многие типы самолетов, которые прошли испытания огнем в нескольких войнах и показали себя с лучшей стороны. Имя Валерия Чкалова до сих пор является синонимом храбрости и примером для молодых пилотов современных ВКС России, не зря его именем названы военные университеты авиации и центры переподготовки пилотов нашей армии.