История системы профессионального образования Вологодской области – Областной музей системы профессионального образования Вологодской области

Областной музей системы профессионального образования Вологодской области

История системы профессионального образования Вологодской области

Возникновение первых профессиональных учебных заведений связано с реформами Петра I в военной области, экономике, культуре и образовании.

14 января 1701 года издан Указ Петра I об открытии специальных школ: «…Всех мобилизовать на труд, на государеву службу, чтоб никто в гулящих не был!».

Петр I — Первый Император Всероссийский

В этот период была открыта школа Пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров (Школа математических и навигацких наук). В Указе Петр отметил «инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть». В школе учились юноши всех сословий (кроме крепостных) возраста 12-20 лет. Обучение в школе продолжалось два года. Сначала учащиеся знакомились с азами грамоты, а затем получали специальные теоретические и практические знания в области артиллерии, фортификации, минного и понтонного дела. Специфичность инженерной профессии потребовала разделения специализации артиллеристов и инженеров и с 1702 г. в школе появилось два класса: пушкарский и инженерный.

16 (27) января 1712 г. Пётр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа, увеличить число учащихся в четыре раза и усилить их математическую подготовку. Но и этого оказалось мало для потребностей развивавшейся русской армии, поэтому в 1719 г. по указу царя была создана Санкт-Петербургская инженерная школа, а спустя 4 года московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена со столичной.

Для усиления значимости инженерных войск и для привлечения дворян к обучению инженерному делу в Табели о рангах (1722) офицеры инженерных войск были поставлены на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии, что объяснялось высокими требованиями к их образовательному уровню.

Элементарную подготовку осуществляли цифирные или арифметические школы. Цифирной школой назывался открытый в 1701 году один из подготовительных классов Школы математических и навигацких наук в Москве, в котором учили счёту и началам арифметики.

Целью школ была первоначально подготовка кадров для гражданской службы, потому их посещение требовалось для детей приказных в возрасте от 10 до 15 лет, но уже в 1719 году в школу должны были ходить «всякого чина дети, кроме однодворцев». Цифирные школы существовали до 1744 г.

В период правления Петра I также были открыты:

  • Школа мастеров доменного, пушечного и ядерного производства
  • Медицинское училище
  • Морская академия в Петербурге
  • Артиллерийская школа
  • Горные училища в Туле и на Урале.

Был издан Указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян): «без свидетельства об окончании обучения жениться не допускать…»

 

 

«Пётр I лично принимает экзамен у вернувшихся с заграничного обучения молодых дворян»,

худ. Ю. Кушевский

 

 

1762-1796 гг. – Екатерина Великая продолжила дело Петра I, понимая необходимость развития образования в Российской империи.

В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан. Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей.

В 1764 году началось строительство «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей» (открыто в 1772 г.).

                   

 

 

Воспитательный дом

 

 

 

Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, главный советник Екатерины II в сфере образования И.И. Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П.А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин — Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём осуществлялось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Активно стали открываться училища. Открываются училище для мальчиков при Академии художеств, в 1765 г. открыто училище для мальчиков при Академии наук. Созданы горнозаводские школы на Урале и Алтае. В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев.

 

 

 

Императорское коммерческое училище

 

 

Подмастерья обучаются изготовлению корзин

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей – прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Согласно новому уставу учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища. Училища содержались за счет государевой казны.

В 1783 году основана Российская академия наук. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.

XIX в. принес новые изменения и реформы в системе образования.

 

 

Обучение кружевоплетению 

1801г. – 1825г. во времена правления Александра I принята новая система образования: университеты, гимназии, училища, приходские школы.

1825 г. – 1855 г. правление Николая I. Введено сословное образование. Школы разделены на три вида: приходские (1 класс), уездные (3 класса), гимназии для дворян (7 классов).

Начиная с 60-х гг. XIX века в России система профессионального обучения и образования представлена многообразными типами учебных заведений и формами профессионального обучения, стала предметом особого внимания государства и общественных организаций.

Система профессионального (технического) образования состояла из ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Курс обучения продолжался 3 года. Принимались мальчики от 11 до 14 лет. Большинство ремесленных училищ и школ были бесплатными. Плата за обучение составляла всего 1% от общих средств, отпускаемых на содержание. Многие ученики освобождались от платы и получали пособие от благотворителей.

 

 

 

 

 

 

 

 Обучение детей и подростков слесарному и столярному делу

По мере развития промышленного производства профессиональная выучка мастеров стала значимым общественным и государственным делом. В это же время появляется первый блестящий опыт организации производственного обучения. В 60-х гг. XIX века группа инженеров-механиков под руководством Д. К. Советкина разработала в Московском техническом училище новую систему производственного обучения, названную операционной (учащиеся овладевают профессией последовательно, изучая все приемы и операции, из которых складывается рабочий процесс по специальности). Эта система демонстрировалась и получила признание на международных выставках в Вене (1873 г.), Филадельфии (1876 г.), Париже (1900 г.).

1855г. – 1881г. в правление Александра II созданы реальные училища с техническим образованием, открыты женские гимназии и высшие женские курсы.

В начале XX века более 70 % профессиональных учебных заведений в России существовали на частные средства. Галерея благотворителей в области образования имеет широкую географию: Милютины в Череповце, Королевы в Томске, Трапезниковы в Иркутске, Мальцовы во Владимире, Рукавишниковы и Бахрушины в Москве и многие другие.

Послереволюционный период характеризуется полным крахом прежней системы профессионального образования, поиском и созданием новых советских учебных учреждений, которыми в начале стали школы-клубы, школы-мастерские и школы ФЗУ.

 

Учащиеся реального училища, 1878 г

Учащийся реального училища, 1870г

С первых лет Советской власти уделяется внимание развитию профессионально-технического образования.

1918 г. – введено обязательное обучение (общее и профессиональное) подростков в возрасте от 15 до 17 лет, работающих на фабрично-заводских, ремесленных, торгово-промышленных и других предприятиях.

Для рабочей молодежи были созданы школы-клубы с двухгодичным сроком обучения. Но эти учреждения не были связаны с производством и не давали профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся школ ФЗУ, 20-30-е гг.

В 1920 г. издан Декрет «Об учебной профессионально-технической повинности».

В целях поднятия технической подготовки широких масс рабочих и удовлетворения острой нужды промышленности в квалифицированной рабочей силе было введено обязательное профессионально-техническое обучение для всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет. Эти мероприятия послужили толчком к развитию профессионально-технического образования. С сентября 1920 г. по июль 1921 г число профессионально-технических школ и курсов увеличилось с 1360 до 4842, а число обучающихся в них — с 62 266 до 232 908 человек.

В октябре 1920 года принято решение о создании школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) при предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Предприятия должны обеспечивать школы ФЗУ помещениями, учебными мастерскими, оборудованием, станками, инструментами.

Срок обучения в школах ФЗУ составлял 3−4 года. В школу принималась молодёжь в возрасте 14−18 лет с начальным образованием. Наборы учащихся проходили в порядке мобилизационных призывов. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. Учащиеся находились на государственном обеспечении.

В 1930—1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы срок обучения снизился до 1,5−2 лет.

2 октября 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых резервах».

 

 

 

 

ФЗУ в депо Аткарск, 1932

В 1940 году большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленностях.

Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) – низший тип профессионально-технической школы. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев. Обучение в ремесленных училищах- 2 года.

 

 

 

 

Устав школы фабрично-заводского обучения Министерства трудовых резервов СССР

В эти школы принималась молодёжь 16−18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. (С 1955 г. – с начальным образованием и выше). Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет.

В 1940 году по всей стране стали стремительно открываться ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. Подготовка в них шла по 360-ти профессиям.

Суровой проверкой системы явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Школы ФЗО осуществляли ускоренные выпуски учащихся за 2-3 месяца.

 

 

Агитационный плакат, 1942 г.

 

 

Плакат, 1940

На военных заводах юные воспитанники училищ составляли около 50% от числа всех рабочих, они выполняли оборонные заказы, юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий инструмент для фронта, ремонтировали боевую технику, собирали дополнительные средства для армии на строительство самолетов, танков, торпедных катеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся школы трудовых резервов выполняют заказы для фронта, 1942 г.

Свыше 780 выпускников Трудовых резервов удостоены звания Героя Советского Союза.

Сразу после войны учащиеся Трудовых Резервов вместе со взрослыми приступили к восстановлению разрушенного хозяйства страны.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся ФЗО на восстановлении народного хозяйства

 

 

 

 

Приказ о режиме учебно-воспитательной работы и учебных планах специальных ремесленных и сельскохозяйственных училищ, 1952 г.

 

 

 

ФЗУ в первые послевоенные годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мирный период, задачи восстановления промышленности, открытие новых предприятий требовало новых подготовленных рабочих кадров.

Уделялось внимание улучшению бытовых условий и, особенно, питанию учащихся, многие училища вели собственное сельхозпроизводство.

Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО той поры принимались с образованием не ниже 4 или 5 классов. Срок обучения зависел от профессии (от 4 месяцев до 1,5 лет). Как правило, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой и общежитием, но были училища, не имевшие общежитий.

Наиболее престижными считались ремесленные училища, связанные со сложной техникой. Здесь учащиеся активно трудились, имелся свой трудовой план. Выпускали машинные тисы, напильники, ножовочные полотна, множество инструментов, оплёточные станки, электромоторы малой мощности и др.

Социально-бытовые условия в ремесленных училищах в первое время после войны были тяжёлыми, но постепенно улучшались. Особенно это касалось тех училищ и школ ФЗО, которые напрямую сотрудничали с крупными заводами.

Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО активно занимались спортом, в кружках художественной самодеятельности.

Многие училища имели свои хоры, духовые оркестры, драматические кружки. Ремесленные училища и школы ФЗО в тот период были самыми массовыми формами профтехобразования.

Из стен школ ФЗУ и ремесленных училищ в разные годы вышли будущие герои труда Мария и Евдокия Виноградовы, Е.Савицкий, академик С.Королев, народный артист СССР З.Гердт, писатель К.Симонов, военный летчик-истребитель А. Маресьев, легенда авиации В. Чкалов, первый космонавт Ю. Гагарин и многие другие будущие знаменитости.

 

 

 

Евдокия Виноградова, ткачиха-стахановка

 

 

 

 

 

Валерий Чкалов

 

 

 

 

С. Королев и Ю. Гагарин

 

 

 

После войны началась реорганизация системы Государственных трудовых резервов СССР.

В 1959—1963 годах школы ФЗУ и ФЗО системы Государственных трудовых резервов СССР были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ) с различными сроками обучения от 10 месяцев до 3-х лет.

Во 2-й половине ХХ века система ПТО претерпела ряд изменений и преобразований.

1967 год — принят Закон о всеобщем среднем образовании. Переход ПТУ на совмещенное обучение: получение профессии и общего среднего образования.

1984 год — все училища реорганизуются в единый тип — средние профессионально-технические училища.

Обучающиеся обеспечиваются питанием, спецодеждой, получают стипендию. Активно развивается техническое творчество, спорт и художественная самодеятельность.

1990 году — состоялся эксперимент по созданию высших профессиональных училищ (технических лицеев).

2000-е годы — после реорганизации и оптимизации системы ПТО появились новые образовательные учреждения — колледжи, техникумы, входящие в систему среднего профессионального образования.

Начало ХХ века – происходят большие изменения в системе СПО. Модернизируется база колледжей и техникумов. Развивается движение «Молодые профессионалы», «Абилимпикс». В связи с экономическими потребностями вводятся новые специальности и профессии.

 

Вокально-инструментальный ансамбль


История профессионального образования Вологодской области

Первое профессиональное учебное заведение в Вологодской губернии открылось в конце 19 века, в 1869 году — Александровское техническое училище в г. Череповце (в настоящее время – БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова». Училище создается братьями Иваном и Василием Милютиными, владельцами одной из крупнейших речных пароходных торговых компаний. Первые пять лет Александровское техническое училище работало как частное учебное заведение братьев Милютиных. Обучение длилось 6 лет. В первые десятилетия своего существования Александровское техническое училище готовило токарей, слесарей, столяров и чертежников с уклоном на судоремонт, а с конца века XIX — с уклоном на судостроение. Велась подготовка механиков на пароходы.

Александровское техническое училище, г. Череповец

Среди знаменитых выпускников — летчик Валерий Чкалов, чье имя носит техникум.

1899 год — открыта Тотемская Петровская низшая ремесленная школа. Обучение проводилось с 7 часов утра до 7 часов вечера. Ученики производили предметы домашнего обихода и обучались изготовлению игрушек.

1902 год – созданы Шухободская школа. Техническое железнодорожное училище г.Вологда, Николо – Торжская школа.

После завершения обучения ученики получали аттестат подмастерья.

 

 

Тотемская Петровская низшая ремесленная школа

 

 

 

 

 

 

 

Реальное училище, г.Вологда, 1904 г.

Свидетельство об окончании церковно-приходской школы, 1907г

 

 

 

С 1924 года в Вологодской области открываются школы фабрично-заводского ученичества. Школы ФЗУ созданы при заводе «Северный Коммунар», ВПВРЗ депо, Сухонских бумажных предприятиях, кожевенно-обувной промышленности.

 

 

 

Краснознаменная группа ФЗУ, 1933 г.

 

Удостоверение об окончании школы ФЗУ при Заводе «Северный Коммунар», 1932 г.

 

 

 

В 1928 г. открывается Кружевная школа в г. Вологде.

В 1931 г.- Школа при лесозаводе «Коммунар», г. Тотьма.

1936 г. — Вологодская школа торгово- кулинарного ученичества (ныне БПОУ ВО «Вологодский колледж сервиса»)

1939 г. Северная краевая школа ФЗУ, г. Вологда (ныне БПОУ ВО «Вологодский колледж связи и информационных технологий»), Кадуйская школа льноводов.

1940 г. — Школа механизации сельского хозяйства, Тотьма (ныне — БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж»)

 

3-й выпуск Вологодской кружевной школы,1932 г.

 

 

 

2-я токарно-ударная группа при школе Р.Ш.У, г. Великий Устюг, 1932 г.

 

 

 

 

Развитие экономики страны и области, повышение мощностей предприятий требовали все больше рабочих кадров.

В 1940 г. после принятия Указа «О государственных трудовых резервах СССР» и Постановления «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения», в области открываются: 4 ремесленных училища, 1 железнодорожное училище, 10 школ ФЗО.

С началом Великой Отечественной войны на смену рабочим к станкам встали учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ. Наравне со взрослыми они помогали ковать победу над врагом, изготавливали снаряды, ножи, шили одежду для солдат, заготавливали лес, выращивали и обрабатывали лен, занимались ремонтом вагонов и паровозов.

 

 

 

Основы токарного производства

В послевоенные годы профессиональные учебные заведения области заработали с удвоенной силой. Необходимо было поднимать страну из руин, возрождать экономику, направленную в мирное русло.

 

Шестая кузнечная группа учащихся школы ФЗО на работе. Завод ВПВРЗ

На базе школы ФЗО № 2 в Тотьме в 1954 г. создано училище механизации сельского хозяйства № 7 (УМСХ № 7), которое готовило трактористов трелевочных тракторов.

В 1958 году Государственные Трудовые резервы преобразованы в государственную систему профессионально-технического образования (ПТО).

1960 год — начинается сплошная электрификация. Области срочно требуются специалисты электромонтеры. Грязовецкий сельскохозяйственный техникум начинает подготовку по этому направлению.

1961 г. — утверждено Положение «О профессионально-технических училищах». Все училища были упорядочены в определенную систему, выделены 4 группы: городские, сельские, строительные училища и училища легкой промышленности и быта.

В связи с потребностью в рабочих кадрах Вологодского шарико-подшипникового завода № 23 в 1969г. открыто городское профессиональное училище № 28.

Образцы документов, получаемых при окончании Школы ФЗО г.Сокол, 1948 год

 

 

Основы столярного мастерства

На базе треста «Связьстрой-3» в 1972 год начало подготовку кадров «Профессиональное училище №30».

В конце 60-х, начале 70-х годов начинается интенсивный рост экономического и культурного развития Вологодской области.

В 70-х годах в Вологодской области ведется обучение в более 50 профтехучилищах, готовящих рабочие кадры для отраслей экономики области: металлургии, машиностроения, химической промышленности, легкой промышленности, пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительства, а также для Вологодского отделения Северной железной дороги и речного флота.

 

 

 

Соревнования пахарей

Основы сварочного производства

 

 

 

 

В конце 80-х годов продолжается укрепление и обновление учебно- материальной базы учреждений профессионального образования: создаются новые лаборатории, компьютерные классы, внедряются новые технологии обучения.

 

 

 

Будущие речники изучают слесарное дело

На практике учащиеся торгово-кулинарного училища

 

 

 

 

 

 

Практика машиниста тепловоза

Учимся кружевоплетению

 

 

 

 

 

Осваиваем электронику

 

Будущие работницы льнокомбината

 

 

 

 

 

 

 

В столярной мастерской

Инструктаж перед практикой для будущих проводниц

 

 

 

 

 

 

Будущие электромонтажники

Практика по токарному делу

 

 

Среди выпускников системы профессионально-технического образования Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. «Я сам в 1988 году окончил профессиональное техническое училище №34 в Череповце по специальности «Помощник машиниста тепловоза. Слесарь по ремонту тепловозов». С этого и началась моя карьера рабочего на Северстали. Я прошел путь от рабочего до начальника цеха и до сих пор с теплотой вспоминаю свое первое образование. Начиная свою карьеру с рабочего, человек получает огромную базу знаний и практический опыт, которые в будущем позволят сделать блестящую карьеру», — вспоминает глава региона Олег Кувшинников.

Губернатор О. Кувшинников в Вологодском промышленно-технологическом техникуме, 2020 г.

2000-е годы — в целях оптимизации системы профессионального образования начались процедуры слияния, объединения профессиональных училищ, техникумов, колледжей.

Система СПО ежегодно выпускает 4,5 — 5 тыс. квалифицированных кадров рабочих и специалистов. Каждый второй выпускник приходит работать в реальный сектор экономики области, общая занятость выпускников составляет 95%. В колледжах и техникумах области созданы условия для обучения по востребованным профессиям и специальностям всех отраслей экономики региона, получения взрослым населением рабочих квалификаций.

В результате модернизации системы сформированы новые модели образовательной инфраструктуры, которые стали точками роста региональной системы профессионального образования: — сеть ресурсных центров в структуре учреждений СПО по приоритетным направлениям развития экономики области; учебные центры профессиональной квалификации в формате государственно-частного партнерства; 4 учебно-производственных полигона (машиностроительный, химико-технологический, строительный, лесопромышленный комплекс) как площадки подготовки кадров на рабочем месте (дуальной системы).

 

 

Участник конкурса каменщиков на строящемся объекте

 

 

Будущие художники росписи по дереву

 

 

Ведется токарная обработка металла

В колледжах в г. Вологде и г. Череповце созданы условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2014 году Вологодская область присоединилась к международному движению WorldSkills Russia. Студенты колледжей и техникумов принимают активное участие в движении «Молодые профессионалы», которое задает мировые стандарты качества и внедряет лучшие международные практики в отечественное профессиональное образование. Участие региона в мероприятиях движения способствует повышению качества подготовки студентов, совершенствованию учебно-технической оснащенности техникумов и колледжей.

В 2020 г. в системе среднего профессионального образования Вологодской области работают 34 профессиональные образовательные организации. В них трудятся более 2,5 тысяч человек и обучаются более 26 тысяч студентов на 140 направлениях подготовки для отраслей машиностроения, металлургии, химии, железнодорожного и автомобильного транспорта, строительства, легкой и текстильной промышленности, отрасли связи, сферы обслуживания, торговли и общественного питания, сельского и лесного хозяйства, энергетики, экономики, менеджмента, народных промыслов и других сфер.

 

 

Соревнования по парикмахерскому искусству

«Сегодня система профессионально-технического образования области занимает достойное место среди регионов российской Федерации. Мы очень быстро перестраиваемся под потребности рынка труда и наших предприятий. Каждый год мы открываем новые специальности и направления. Это позволяет нам обеспечить кадрами социальную сферу, сельское хозяйство и промышленность квалифицированными кадрами», — отметил глава региона Олег Кувшинников в связи с 80-летием системы.

 

 

 

 

Участники и победители Регионального чемпионата «Молодые профессионалы», компетенция сварочное производство, 2016 г.

 

 

Участники и победители Регионального чемпионата «Молодые профессионалы», компетенция кирпичная кладка, 2016 г.

 

Существенно обновляется материально-техническая и лабораторная база колледжей и техникумов. В рамках проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» Вологодская область получила гранты Министерства просвещения России, на средства которых в 2019 г. были созданы 5 современных мастерских для подготовки кадров по отрасли «транспорт», в 2020 созданы 15 мастерских по строительству и сельскому хозяйству, в 2021 году — еще 4 мастерские в сфере промышленных и инженерных технологий.

Сформирована инновационная структура среднего профессионального образования. Как результат проведенной работы – в 2019 году впервые 7 профессиональных образовательных организаций области вошли в ТОП-500 России по качеству подготовки кадров.

Ежегодно в учреждениях системы СПО увеличивается количество бюджетных мест и расширяется спектр направлений подготовки. За три года в 2,6 раза увеличилось количество программ. В 2020 г. подготовлено около 6 тысяч рабочих и специалистов среднего звена.

Система профессионального образования, пережив ряд существенных видоизменений, убедительно доказала свою способность успешно решать стоящие перед нею задачи.

В документах и фотографиях музея отражены основные этапы развития системы профессионального образования области.